Прочь их, мрачные мысли. Не бывает хороших изменений без побочных эффектов, но не бывает и кризисов без позитива. Я, например, жду, что нынешний спад добавит россиянам финансовой грамотности и умения ценить то, что имеешь.
Прагматичность в выборе авто
За десять лет у среднего класса россиян сформировалась барская философия приобретения авто. Например, машину нужно менять где-то после исхода гарантии, а новая должна быть непременно больше, лучше и полноприводней прежней. Отечественные авто стали выпадать из фокуса внимания успешных людей, а одним из мотивов покупки было стремление непременно пустить пыль в глаза – имиджевый аспект иной раз перевешивает все остальное.
В этом году россиянам пришлось отнестись к машине более прагматично. Нынешнюю будут «донашивать», пока необходимость сменить не станет объективной. А новую станут выбирать более рачительно, обращая внимание скорее на зримые плюсы, а не яркость этикетки. Простора конструкции, надежность, стоимость ТО важнее дизайна или панорамных крыш. Есть тусклая надежда, что и после окончания кризиса менталитет россиян изменится, и машина из фетиша станет тем, чем она является – функционалом, рабочей лошадкой. И совсем не обязательно, чтобы родословная нашей кобылицы затмевала солнце.
Аккуратное вождение
Может быть, я оптимист? Да, наверное. Но из-за подорожания страховок постепенно мы приходим к европейскому идеалу, когда любое ДТП – это не только сиюминутное горе, но и тарифное ярмо на долгие годы. Постепенно это укрепит в россиянах мысль, что самый мастерский стиль езды – безаварийный. Страховки развращают, и лично я вздрагиваю, когда кто-то изрекает из серии: «Я машину бросаю во дворе, у меня каско». Та же логика переносится на стиль вождения, снижая запас на ошибку.
А вообще хорошо, когда водитель ездит с ощущением, что любое ДТП – это маленькая трагедия. Тогда не будет и крупных трагедий. Конечно, эта мысль дойдет не сразу и не до всех, но, надеюсь, тренд будет задан.
Обесценивание кредитов
Если в договоре прописана фиксированная сумма выплат, то рано или поздно инфляция приводит к обесцениванию долга по рублевому автокредиту. Правда, в первые месяцы все равно будет тяжело, и строго говоря, схема срабатывает при длинных кредитах, например, ипотечных. Но если вы брали кредит не бездумно (то есть не жадничали) и являетесь востребованным специалистом, чья зарплата отреагирует на уровень инфляции в первую очередь, то надежда есть. С худой овцы хоть шерсти клок.
Снижение стоимости на вторичный неликвид
Вопреки первичному рынку, цены на подержанные автомобили весной упали, в том числе из-за обилия на рынке кредитомобилей и просто машин, чьи хозяева переоценили свои возможности и потребности. При этом сильнее других потеряли в цене автомобили недооцененных в России марок, например, Seat, Peugeot, Citroen, Ssang Yong, Fiat, а также старые мощные рыдваны с премиум-шильдиком, спрос на которые убивает транспортный налог и стоимость запчастей.
В общем, вторичный рынок предлагает сегодня немало соблазнов, но в погоне за ними не нарвитесь на проблемные варианты.
Мечты сбываются
Не помню точно, но вполне возможно, три назад я писал Деду Морозу какую-нибудь пошлятину из серии: «Чтобы в 2015 году ездить на авто за миллион». Как бы то ни было, дедушка все выполнил: за прошедшее время модель, на которой я езжу, подорожала без малого в два раза. И с каждым колебанием курса валют она мне нравится все больше.