Экономика Буду вместо почтальона

Буду вместо почтальона

Как устроена работа в сортировочном центре: эксперты описали весь путь посылки и назвали месяцы, когда курьеры нужнее всего

Неподалеку от новосибирского аэропорта «Толмачёво» открылся новый сортировочный центр. Туда будут приходить посылки из интернет-магазинов AliExpress, EBay и других. Мы решили посмотреть на работу доставки изнутри. Работодатели рассказали, кого набирают на работу, по каким качествам оценивается курьер и как можно подработать с помощью смартфона, а работники признались — цена на бензин делает такую работу менее выгодной.

Недавно компания SPSR Express открыла сортировочный центр площадью 1000 кв. м неподалеку от новосибирского аэропорта «Толмачёво». В компании планируют, что он будет обрабатывать не менее 7 тыс. заказов в день.

Клиенты попадают в яркую комнату со стойкой и примерочными. Здесь они могут получить посылку и сразу примерить полученные вещи. Сюда приходят посылки из российских и зарубежных интернет-магазинов: AliExpress, EBay, LaModa, OZON, «Ив Роше» и др. Чтобы зайти в другие помещения центра, потребуется пропуск.

Операционный директор компании по СФО Владимир Гусев описал все этапы путешествия посылки: «Отправитель дает заказ через телефон, электронную почту или интернет. Через телефон его заказ примет оператор call-центра или персональный менеджер по работе с клиентами. Потом туда выезжает курьер для сбора отправления или отправитель самостоятельно приезжает в клиентский зал и отдает свое отправление. Оно регистрируется в информационной системе, после чего любое движение посылки будет видно в системе». После сортировки посылка попадает в «тюковку» — на дополнительную упаковку. Груз отправят в пункт назначения, расфасуют и отдадут курьерам для доставки. На длинные расстояния посылка путешествует самолетом, на коротких — автомобилем.

В Новосибирске есть 16 маршрутов, за каждым закреплен свой курьер. Доставка работает 7 дней в неделю, с 9:00 до 21:00. «Получатели отправлений из интернет-магазинов хотят видеть курьера после работы», — пояснил Владимир Гусев. Чтобы курьер успел доставить груз до 13 часов, оператор сортирует прибывшие отправления ранним утром. Все курьеры несут материальную ответственность.

В транзитной зоне сортировочного центра 6 ворот. Каждую ночь — с полуночи до двух часов — здесь разгружаются машины, прибывшие из других городов Сибири. Происходит так называемый «ночной обмен» транзитных грузов. Это позволяет доставить посылки в Томск, Барнаул или Новокузнецк уже к 8 утра. Перевозить приходится не только покупки из интернет-магазинов, но и более крупные отправления — например, катушки с кабелем.

Переезд из центра и расширение площадей позволили открыть еще 5 рабочих мест. Директор филиальной сети Эллина Казакова перечислила все профессии в сортировочном центре: курьеры, экспедиторы, специалисты по обработке грузов и специалисты по информационной обработке. Также здесь трудятся менеджеры по продажам, менеджеры по обслуживанию клиентов, сотрудники клиентского зала и бухгалтерия.

Новые вакансии обычно открываются зимой. В это время люди отправляют и получают подарки, а компании — отчетность. «Практически всегда у нас на период высокого сезона — с ноября по январь — [открываются] позиции курьеров, потому что мощности вырастают», — пояснила Эллина Казакова. Показатели декабря по отношению к октябрю вырастают на 30 %.

«Специалисты, не имеющие профильного образования и опыта работы, как правило могут претендовать на начальные позиции: курьера, помощника, оператора колл-центра», — рассуждает Зоя Ёванович, заместитель руководителя отдела персонала City Express. Чтобы устроиться курьером, кандидат должен показать хорошее знание города, для оператора колл-центра важны развитые коммуникативные навыки.

Средняя зарплата курьера в России составляет 22 957 руб. Работодатели часто ожидают, что у доставщика есть свой автомобиль и готовность к ненормированному рабочему дню.

Даже пеший курьер может сделать карьеру, уверяют в пресс-службе СДЭК: «Например, Татьяна Ермакова начинала свою карьеру в Омске менеджером курьерского отдела. Она с самого начала отличалась упорством, самодостаточностью, интересом к своей работе и жаждой знаний. Через год руководство предложило ей занять должность менеджера клиентского отдела, еще через год она этот отдел возглавила».

Впрочем, можно ограничиться подработкой в этой роли. Заработать можно с помощью мобильного телефона, рассказал гендиректор платформы Bringo Марк Капчиц: «Заработок свободного исполнителя напрямую зависит от количества доставок, которые он совершает. При частичной занятости или совмещении с основной работой подработка может приносить 15–20 тыс. руб. в месяц при занятости 2–3 часа в день». В этом случае стоимость отправления замораживается на карте добровольного курьера.

В списке самых «персоналозависимых» компаний в мире на первом месте стоит IBM, на втором месте UPS, на третьем DHL, на четвертом FedEx, рассказывал Леонид Гольдорт, совладелец и генеральный директор транспортной компании СДЭК, в интервью НГС.БИЗНЕС: «Самая большая сложность — это сделать так, чтобы люди работали с душой. Это длинная цепочка: конверт берется в Южно-Сахалинске и летит в Санкт-Петербург, например. За это время он проходит через много транзитных пунктов, где его трогают много разных людей — кладовщики, грузчики, курьеры. И важно, чтобы в короткие сроки никто не ошибся. Мы выстраиваем единые стандарты по всей стране: стараемся подбирать правильных людей, обучать их, контролировать и мотивировать».

Сами курьеры часто признаются, что воспринимают свою работу как временную. «Я выбрала подработку курьером, потому что на данный момент это самое простое, что можно подыскать по деньгам. Искала, где платили бы сразу: через несколько дней, через неделю. Плюс там умственных возможностей никаких не нужно», — рассказывает Елена Т., доставлявшая пироги. Повышение цен на бензин делает подработку невыгодной, добавляет Денис М., работавший курьером по вечерам и в выходные дни. По его подсчетам, за 5 лет заработок упал с 30 тыс. до 10–15 тыс.

Мария Каргаполова
Фото Веры Сальницкой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Пихтовое пиво и тартар из оленины: жительница Новосибирска приехала на выходные в Томск, что выяснить — какой город на вкус
Маргарита Резникова
СММ-редактор
Мнение
«Убыток составит каких-то 70 миллионов»: урбанист о том, как покупка электробусов может ударить по бюджету Томска
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Рекомендуем
Знакомства
Объявления