Томск, как и многие города России, решил реализовать смелый план по внедрению единой транспортной карты, благодаря которой пассажиры смогут оплачивать проезд. Но, как сообщил NGS70.RU урбанист и автор телеграм-канала «Умный транспорт Томска» Алексей Козявкин, город к появлению единой проездной карты не готов, а ее запуск в существующей системе пассажироперевозок — «не более, чем карго-культ». Разбираемся почему.
Что такое «транспортная карта» и с чем ее едят?
По мнению Козявкина, проблема в первую очередь заключается в том, что у большинства людей нет четкого понимания, что такое транспортная карта и какие задачи она должна решать.
— В узком смысле транспортная карта — это средство платежа. В широком — это оборудование и программное обеспечение для приема платежей. Здесь кроется главная проблема, на мой взгляд. У подавляющего большинства людей, которые слышат «транспортная карта» перед глазами появляется образ, например, «Тройки» или питерского «Подорожника». И пользовательского опыта, связанного с использованием транспортной системы, а не только карты. И происходит проекция этого опыта. Проще говоря, введение транспортной карты отождествляется с решением многих проблем пассажироперевозок. Однако это совсем не так, — объяснил урбанист.
Алексей считает, что внедрение карт в систему пассажироперевозок невозможно без ее полноценной перестройки и наладки. В случае с Томском, единая транспортная карта — это просто новый способ оплаты, наряду с картами и наличкой, но не более того.
— Например, многие знают, что при помощи «Тройки» (пластиковой либо виртуальной) можно получить доступ к богатому тарифному меню. Купить поездку на 90 минут в разных видах транспорта (даже речном трамвайчике) или проездной на сутки, неделю, месяц или год. Однако в Томске такого не будет, — привел пример эксперт.
Почему это работает в Москве, но не будет в Томске?
Как объяснил урбанист, дело в том, что столичные перевозчики работают по брутто-контрактам, то есть деньги за проезд собирает не перевозчик, а организатор перевозок, который платит исполнителю — в данном случае перевозчику — за проделанную работу, то есть за каждый пройденный километр пути. В таком случае транспортная карта становится органичным элементом системы.
— В Томске выручку собирают перевозчики. Мы внедряем транспортные карты, которые по факту становятся просто специализированными банковскими картами для оплаты поездок. Пассажир просто сможет пополнять баланс карты и прикладывать ее к валидатору, который будет списывать стоимость поездки, — на этом всё. Никаких проездных или билетов «90 минут» сделать не получится, потому что сразу возникнет вопрос: «а как будет распределяться сумма тарифа между перевозчиками, на чьих маршрутах проехал пассажир? , — отметил Алексей Козявкин.
Карго-культ и имитация
Эксперт объяснил, что Томск не готов к внедрению «правильных карт», а реализация задуманного, к сожалению, не выведет местную систему пассажироперевозок на новый уровень. Поскольку у истока этого процесса должна стоять реформа всей системы.
— Томск сегодня абсолютно не готов к внедрению «правильных» карт, которые на самом деле улучшают опыт пользования пассажирским транспортом. Сперва нужно реформировать саму систему перевозок, а уже потом внедрять карты как часть этих изменений. Власти давно вынашивают идею по внедрению карт, но это именно имитация, карго-культ. Эта задача изначально лишена какого-либо смысла, и даже успешная реализация ни на йоту не приблизит транспорт Томска к улучшению качества перевозок, — подытожил Козявкин.
Сколько Томск идет к проездным картам?
Отметим, что началось всё с обсуждения этого вопроса еще четыре года назад. Его власти инициировали в 2020 году, но тогда процесс пришлось поставить на паузу. Причины, по которым проект решили остановить, тогда не озвучили.
Наступило лето 2021 года, и власти Томска анонсировали приятную новость — вопрос снова в работе. Получилось даже плодотворно: на двух маршрутах — № 5 и 150 — в тестовом режиме запустили карту «Тройка». Тогда в мэрии пояснили, что текущие контракты с перевозчиками не позволяют начать проект единой системы оплаты проезда.
В сентябре 2024 года власти Томска определили оператора, который будет осуществлять в маршрутках безналичную оплату проезда. Победителем стала томская компания «Проект», которая обязана обеспечить работу системы безналичной оплаты, разработать и согласовать с мэрией дизайн и название транспортной карты, а также предоставить перевозчикам на безвозмездной основе терминалы для оплаты.
Ввод системы запланирован на начало 2025 года — сразу после того, как начнут действовать новые муниципальные контракты.
Томску нужны единые транспортные карты?