Недавно Томскую область всколыхнула новость о региональном запрете на работу мигрантов в ряде сфер с 1 ноября этого года. Некоторые пункты добавили туда как будто бы для прикола: мигрантов среди эйчаров вроде и так немного. Однако есть в списке и вполне себе мигрантоемкие профессии, вроде водителей такси.
Изначально это выглядело не очень здравой идеей, потому что Томская область испытывает страшный кадровый голод (вспомнить хотя бы предложение о возвращении трудовых лагерей от депутата закдумы области). Он затронул в том числе и такси. Однако в интервью NGS70.RU причастные к извозу люди сообщили, что ничего этот запрет не поменяет: легально устроиться в такси негражданину России настолько сложно, что в Томской области работает всего один такой водитель.
Правда, рассказали эксперты и еще кое-что: несмотря на то что с кадрами хуже не станет, цены на перевозки всё равно вырастут. И вот почему.
Удорожание всего
Глава таксопарка «Ё-такси» Ростислав Пыльцов рассказал NGS70.RU, что факторов, которые толкают цены вверх, достаточно много.
— Во-первых, это дефицит рабочей силы: брать водителей неоткуда. Отсюда — рост цен. Основную роль у нас на рынке играет «Яндекс», а там стоимость вычисляется по определенному алгоритму. Чем меньше свободных водителей и чем больше желающих уехать, тем выше цена. Соответственно, недостаток таксистов всегда будет толкать стоимость поездки вверх, — рассказал он.
Вторым фактором является рост цен на всё.
Собеседник уточняет, что автомобили тоже не молодеют. А обновить как парк, так и внутренности авто становится всё дороже.
— Машины, которые приобретали раньше, изнашиваются. Их нужно либо ремонтировать подорожавшими запчастями, либо заменять на новые авто, которые тоже значительно подорожали. Мы просто вынуждены повышать цены, — дополнил Пыльцов.
Представитель сервиса такси «Максим» Павел Стенников в ответ на вопрос об удорожании услуг привел примерно те же аргументы, однако дополнил их еще одним важным фактором.
— Трудновыполнимые требования нового закона о такси № 580 создали административный барьер для легальной работы самозанятых с личными автомобилями и входа на рынок новых перевозчиков. Только за страховку водитель теперь может отдавать значительную часть месячного заработка, — рассказал он.
Новый закон о такси вступил в силу 1 сентября 2023 года. Согласно ему, страховка ОГОСП обязательна для тех, кто работает в извозе. При этом стоит она в несколько раз дороже, чем страховка для обычных водителей, а приобретать ее водитель чаще всего должен сам, при этом для таксистов ее цена выше, чем для обычных автомобилистов, в разы. Кроме того, ОГОСП не отменяет того, что таксисту нужно ОСАГО. Затраты могут достигать нескольких десятков тысяч рублей в месяц.
Для Стенникова очевидно, что увеличение расходов на страхование приведет к еще большему оттоку водителей и росту стоимости поездок.
— В Москве 580-ФЗ работает хоть как-то, потому что столица тратит миллиарды рублей на поддержку такси и стоимость поездок там в разы больше, а в регионах он не может работать в принципе, — считает он.
Естественно, это бьет по количеству водителей в регионах.
— Отрасль такси потеряла в среднем по регионам 25–30% водителей. Томск не исключение. Сейчас у всех не хватает водителей для удовлетворения существующего спроса на поездки. Уменьшение числа водителей приводит к тому, что стоимость поездок и время ожидания авто для пассажиров еще увеличатся, — дополнил Стенников.
Правда, на сколько именно вырастет стоимость услуг таксистов, сказать сложно.
— Цена поездок определяется балансом спроса и предложения в режиме реального времени, — рассказал он.
На аналогичный вопрос о том, к чему приведет принятие регионального закона в сервисе «Яндекс» не ответили. Как только ответ поступит, текст будет дополнен.
Вопрос залу: будете ли вы пользоваться такси, если цена вырастет, или выберете другой вид передвижения?