
Аксинья и Ника Сарычевы (слева направо)
Творчество сестер-художниц Сарычевых эпатирует. Туфли в грязи, кровоточащий торт, труп в розовой пленке, двухметровая фигура девочки с мусором внутри. Что значат эти образы? Что две хрупкие девушки, которые называют себя «болотными принцессами», пытаются донести до своего зрителя? Мы пришли к ним в гости, чтобы это выяснить.
Известная арт-группа «Малышки 18:22» зародилась в 2018 году. Она состоит из двух родных сестер — Ники и Аксиньи Сарычевых. Они сибирячки — выросли на севере Томской области, в селе Каргасок. Художественное образование получили в Институте искусств и культуры Томского госуниверситета на кафедре изобразительных искусств. В Томске они живут и работают по сей день: вместе в одной квартире, которая служит им еще и студией. Она напоминает кукольный домик — стены украшены розовыми бантиками, блестяшками и прочими девчачьими милостями.

Жилье похоже на кукольный домик

Пушки засушенных трав висят на стене

Этого пса зовут Малыш, у художниц есть еще два котика
— У нас с Аксиньей переплетаются искусство и быт как дома, так и в повседневной жизни. Разногласий у нас практически не бывает. Взаимодействие тоже работа. Мы учимся друг друга слушать, понимать и поддерживать, — говорит Ника.
Родители девушек поддерживают, говорят сестры: их отец — художник-пейзажист Александр Сарычев. В начале 2000-х он создал герб Каргасокского района Томской области.
О чем их творчество?
В творчестве сестер можно найти разные техники — от графики и живописи до аудио и видео. Работы Сарычевых посвящены детству, феминности, личному опыту в общественных и исторических явлениях. Часто встречается тема Сибири, осмысляется опыт жизни здесь.
— Название нашей группы связано с личной историей. Ника болела в детстве, у нее одна ноздря была заложена больше, чем другая. По степени заложенности она одной ноздре дала название 18, другой — 22. Получился такой локальный прикол. Потом мы назвали так наши соцсети: «Малышки 18:22». Мы подумали, что это очень органично, — объяснила Аксинья.
Сарычевы широко известны и за пределами Томской области. Они выставляли работы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Тюмени и других городах.
Интервью с художницами
Закрасить яму розовым
Арт-группа начала свой путь с бьюти-вандализма. Это художественный метод, с помощью которого художницы подчеркивают несовершенства окружающей среды. Сёстры закрашивали розовым ямы и бордюры, засыпали блёстками разломы в стенах. Иногда бьюти-вандализм приносил пользу.
— Иногда он помогает: мы закрасили на дороге одну яму (она была там всегда, всю нашу жизнь), и после этого коммунальные службы ее заделали, — вспоминает Аксинья.
Объекты бьюти-вандализма горожане могут найти по улице Елизаровых, 51, по Комсомольскому проспекту, 63, (это детская площадка), по улице Герцена, на пересечении улиц Советской и Кузнецова.

Этот способ точно привлечет внимание к проблеме
Тема Сибири
В 2022 году сестры отправились в экспедицию на Васюганские болота. Они расположены в Западной Сибири, в междуречье Оби и Иртыша. Места эти живописные, но с трагичной историей. В Российской империи и в СССР Васюганские болота и территории севернее них (регион назывался Нарымский край) служили местом ссылки для политических преступников. В начале тридцатых годов здесь была очень высокая смертность среди заключенных. Неподалеку отсюда расположено село Каргасок — малая родина Сарычевых.
— В этой экспедиции на нас были яркие розовые рюкзаки — сигнальный знак на случай, если кто-то из нас начал бы тонуть, ведь вероятность была велика. Но, как истинные принцессы болот, мы ни разу не провалились под воду. Быть вишенкой на желейном тортике из трясины — это значит ходить по почве, которая плывет под ногами. Ил и мох создают «дышащий ковер», по которому мы в основном и передвигались; под ним — метры водной бездны. Поэтому болото — это такая застеленная дыра. Мы иногда шутили (а может, и нет) о том, что ничто не сравнится с дырой внутри, но теперь готовы предположить, что есть что-то, что может с ней посоперничать, — вспоминают сестры.
Результатом стала выставка «О сибирской принцессе и болотных мертвецах» в новосибирском «ЦК19». Одним из главных экспонатов выставки стал арт-объект, напоминающий человеческое тело. Он был завернут в розовую ткань и украшен бантиками. Это отсылка на заключенных, погибших в болотах.

Этот образ вызывает разные чувства: настолько ужасно, что прекрасно
О женственности, стереотипах и тортиках
В марте 2024 года в Masters Digital Gallery Петербурга сестры представили двухметровую скульптуру из папье-маше «Хорошая девочка», наполненную мусором: бутылками, различными банками и так далее.
— Эта скульптура — материализация стереотипов, которые навязываются девочке. Чтобы она была хорошей, чтобы была послушной, удобной. Таким образом, девочка превращается в большую куклу. Однако нам здесь видится избавление от этих рамок. Наша девочка выросла, она растерзала все игрушки вокруг, она готова выбраться из этого положения. Ей тесно в этих рамках, — сказала Ника.

Название скульптуры отсылает к мизогинистическому обращению
Часто в творчестве сестер повторяется образ торта, причем он у них нарочито гипертрофированный, а иногда ужасающий. Как пояснили сестры, торт идеально отражает их творчество и в целом жизнь, так как он имеет разные слои, под которыми может быть неожиданная начинка, иногда не очень вкусная.
— На томском фестивале «Мука» мы представили арт-объект «Торт раненый». Он был бетонным, выкрашенным в ярко-розовый цвет, на нем были розочки. И он был раненым, было непонятно: то ли джем из него сочится, то ли кровь, — говорит Аксинья.

Для его создания использовали бетон, эпоксидную смолу, блестки и стразы
Еще одним значимым проектом стала выставка-инсталляция «Что в моей сумочке?» в московской галерее «Астра». Художницы раскрывали образ сумки с разных сторон и размышляли на тему того, что на самом деле может в ней таиться. Одним из экспонатов стала «Сумочка Пандоры» — огромная сумка, на дне которой лежала еще одна совсем маленькая сумочка с надписью «Надежда».
Одна из последних нашумевших работ — «Принцесса и нищенка», которая была представлена в галерее Vladey в Москве. Этот арт-объект состоит из двух туфель — голубой и розовой. Обе вымазаны в искусственной грязи, которую сделали с помощью техники «холодный фарфор». Туфли в этой работе выступают символом женственности, который, попав в грязь, становится метафорой жизненных обстоятельств. Название арт-объекта отсылает к мультфильму «Барби: принцесса и нищенка» и роману «Принц и нищий» Марка Твена. Эту работу приобрели за 1500 €, кто именно — не раскрыли даже художницам.
— Этот гонорар мы потратим на ипотеку, корм для животных и новые туфельки, — смеется Ника.

Грязь как метафора жизненных обстоятельств
Кто покупает работы художниц?
Сестры говорят, что среди покупателей их работ есть как коллекционеры, так и обычные люди, которых зацепила идея. Кроме того, художницы занимаются изготовлением украшений на продажу.
— Их приобретают все желающие, цена доступная. Для нас эти украшения находятся на стыке искусства и дизайна.
О реакции людей
Как признаются художницы, реакция на их творчество разная, иногда негативная.
— Мы хорошо относимся к плохой реакции. Во-первых, это признак того, что мы сделали что-то новое. Когда идет только хорошая реакция — значит, тут давно всё понятно. Зачастую какие-то комментарии и реакции характеризуют не искусство, а самого человека, который высказал мнение. В этом плане интересно смотреть на многообразие мнений, — рассуждает Ника.
На вопрос журналиста о том, мечтают ли Сарычевы перебраться поближе к столице, они ответили отрицательно, ведь тема Сибири очень важна для них.
— Мы не хотим уезжать, хотим, чтобы столица была здесь, — уверенно говорит Аксинья.