Инцидент между учеником и учителем в гимназии № 6, который поставил на уши весь Томск, произошел в середине января. С того момента прошло почти две недели, поэтому шумиха вокруг ситуации утихла.
Журналист NGS70.RU связался с Александром Пановым, чтобы узнать его версию произошедшего и восстановить хронологию событий. Далее — от первого лица.
16 января местные паблики выложили видео, с которого всё началось. На нем учитель физики Александр Панов якобы обматерил своего ученика. Комментаторы сразу заметили что-то неладное, поскольку на звуке в видео мата из уст учителя они так и не услышали (при этом в подписи к видео в пабликах фигурировала фраза: «На*** пошел отсюда…» Люди же утверждали, что услышали не известный всем мат, а слово «махом». — Прим. ред.).
Но машина общественного резонанса уже была запущена. Сначала проверку начал городской департамент образования, позже к ней присоединились полицейские, следком, а доклад о ситуации в школе запросил глава СКР Александр Бастрыкин. При этом мат от учеников, который четко слышен на видео, тогда никто не обсуждал. Администрация школы от комментариев отказалась.
15 января — день конфликта
Пишем на 4-м уроке по расписанию контрольный физический диктант. Группа ребят совершенно не дает его проводить. Пришлось, повышая голос и используя слова: «Махом пошел отсюда» и наклоняя стул, выгнать закоперщика из класса.
За оставшиеся девять минут 25 учащихся нормально завершили работу. Провел оставшиеся 4 урока, убрал кабинет и пошел домой, ничего не подозревая.
16 января — ролик появился в Сети, речь об увольнении
Утром 16 января на 1-м уроке администрация потребовала объяснительную по инциденту, не уведомив о публикации видео, которое снял ученик.
На третьем уроке младший сын присылает ссылку на то самое видео.
Веду четвертый урок. Заходит представитель администрации и сообщает, что я отстранен от работы с детьми. Оделся, пояснил учащимся 10-го класса суть случившегося в 8-м и потопал домой.
Пока шел, получил ряд звонков. Первый — от представителя администрации с просьбой вернуться и написать заявление об увольнении по собственному желанию, или будет увольнение по статье. Второй — от инспектора Кировского отдела полиции.
18 января — позвали обратно на работу
17 января в 8 часов вечера мне сказали, что в субботу, 18 января, я должен явиться на работу. В субботу прихожу и, раз меня восстановили, прошу директора (Александра Васильчука. — Прим. ред.) оперативно провести родительское собрание в этом классе. Такой ход был признан нецелесообразным. Однако, насколько я знаю, такое собрание было проведено вечером этого же дня.
На него пришло 18 родителей, заинтересованных в соблюдении прав детей на качественное образования. И это радует. Хочу выразить признательность маме ученика, который особо нарушал дисциплину на контрольном физическом диктанте, за участие в собрании.
20 января — урок под контролем
В субботу, 18 января, я провел уроки. В понедельник, 20 января, один из завучей гимназии пишет: «Я сегодня к вам приду на урок в 7-м „Б“» (это было сделано для того, чтобы проконтролировать, как Александр проводит уроки. — Прим. ред.).
В этот день у меня 4 урока, и все у 7-х классов. Я утром пришел на работу и написал директору заявление с просьбой дать мне 10 минут, чтобы я перед общей планеркой изложил ситуацию коллективу. Из первых уст все бы всё и послушали. Узнаю, что планерка отменяется. Вместо нее будет учебно-методический совет.
Жаль, что мне не позволили на планерке 20 января изложить перед коллективом свое видение причин инцидента. Зато представители администрации пришли на мои уроки в 7-х классах и (при этом тот самый конфликт произошел в 8-м классе. — Прим. ред.) на всякий случай заблокировали возможность сообщений в общий чат.
21 января — больничный
К сожалению, на следующий день, 21 января, меня отправили на больничный, который закрыли в понедельник, 27 января.
Я сразу же обратился к директору с письмом: «Добрый день. Бюллетень закрыт по 27.01.25. Александр Николаевич (Александр Васильчук — директор гимназии № 6. — Прим. ред.), до начала работы в 8-м „Альфа“ (на уроке этого класса был записан скандальный ролик с Пановым. — Прим. ред.) хотелось бы знать, какие меры приняты к нарушителям правил поведения, в отношении меня и каков план наших действий по изменению учебной ситуации в 8-м „Альфа“ и 8-м „А“». Ответа пока не последовало.
29 января — урок в том самом классе
В среду, 29 января, у меня урок в 8-м классе. Полная неопределенность. Известно, что «Главная задача управления — понижать неопределенность». Жду.
А почему это вообще произошло?
Если вернуться к истокам и попробовать разобраться в причине этого конфликта, то выясняется, что она не одна.
Во-первых, общая ситуация в образовании в условиях тотальной либерализации общества, нарушение баланса личных и общественных интересов: «хочу» и «надо».
Во-вторых, введение в гимназии № 6 несколько лет назад безотметочного обучения (не ставятся отметки за работу на уроке, за выполнение домашней работы, за ведение тетрадей. — Прим. ред.), что привело к нарушению систематичности учебной работы и воспитанию полной безответственности, ликвидации оперативного взаимодействия с родителями, тем более при отсутствии традиционных дневников. Четвертные отметки выставляются, как правило, по результатам двух контрольных работ.
В-третьих, абсолютное стремление администрации школы глушить конфликты и не привлекать к их решению родителей, ибо их участие повышает риски доведения информации до вышестоящих органов управления образованием и иных властных структур. Такая практика приводит к тому, что у детей возникает чувство безнаказанности, а в итоге это вытекает к усугублению проблемных ситуаций.
В-четвертых, общая ситуация в томской гимназии № 6 приводит к уходу мужчин-учителей. За последние два года ушли двое.
28 января журналист NGS70.RU позвонил в приемную гимназии № 6, но там до сих пор отказываются комментировать произошедшее.
А вы согласны с доводами Александра о том, что стало истинной причиной конфликта между ним и его учеником?