Город репортаж «Деревянные дома просто уничтожают»: томская активистка Олеся Бутолина рассказала о летних пожарах

«Деревянные дома просто уничтожают»: томская активистка Олеся Бутолина рассказала о летних пожарах

Власти утверждают, что всё в норме

Олеся Бутолина на фоне исторического здания на Советской, 8

Возможно, вы еще помните серию пожаров в деревянных домах Томска в начале июня. Пострадали два исторических деревянных здания: на Мельничной, 29 и на Гоголя, 41. МЧС сообщало, что в случае с Мельничной вероятная причина — неисправность электроприборов. В случае с пожаром на Гоголя установить её не вышло.

Однако позже источник NGS70.RU сообщил, что предварительной причиной пожара в жилом доме на Мельничной, 29 стал поджог. Поэтому редакция поговорила с городской активисткой Олесей Бутолиной и выяснила, кому и зачем может быть нужно уничтожать историческое наследие Томска.

Наследие 2000-х

Активисты бьют тревогу и просят власти усилить контроль за расселенными домами, в том числе из «списка-701». Они опасаются, что может повториться ситуация 2000-х годов, когда в Томске то и дело загорались деревянные дома, а потом участки отдавались под застройку.

«Список-701» — это перечень объектов деревянного зодчества Томска, которые подлежат охране, реставрации и восстановлению. Полностью оформился в 2006 году. Перечень ценных градоформирующих объектов Томска был принят по инициативе Минкульта России в ноябре 2023 года, объекты из него также подлежат охране.

— Недавно губернатор Владимир Мазур активно рассказывал, что в Томск зайдут новые застройщики. А наиболее привлекательным с точки зрения инвестиций является центр города, а не его окраины. Лично у меня есть опасения по этому поводу, ибо практика показала, чем это может быть чревато, — рассказала она.

Особенно ее беспокоит ситуация на улице Гоголя.

— В декабре на Гоголя, 39 снесли старинное деревянное здание, которое не входит в «список-701», но относится к ценным градоформирующим объектам. А еще входит в предмет охраны — важную часть проекта границ исторического поселения федерального значения, который сейчас на согласовании в Минкульте. Дом на Гоголя, 41, который загорелся в июне, тоже относится к ЦГФО, но от пожара это его не уберегло. В итоге получается весьма привлекательная для застройщиков территория.

Справа горит Гоголя, 41, слева — расчищенная площадка после сноса Гоголя, 39. Напротив через дорогу находятся Гоголя, 43 и 45 — законсервированные деревянные дома

«Какова эта госохрана — мы видим»

Жилые дома, где происходят пожары, это всегда большая беда. Но есть и другая проблема — расселенные дома, как на Гоголя, 41. В последнее время пожары чаще всего происходят там, и причина тому — отсутствие консервации.

— Пример — дома на Мельничной, 29 и 31, оба объекты культурного наследия на госохране. Их признали аварийными и расселили, но район не торопился их заколачивать, хотя жильцы соседних домов боялись пожара и просили ускорить работы. В итоге 31-й дом загорелся, а огонь перекинулся на соседний 29-й. Он к тому моменту не был до конца расселен.

Итог: два памятника архитектуры пострадали от огня и никого даже не наказали. Такое отношение к историческому наследию наблюдается и в других районах города. Страдает имущество, в том числе городское, ведь в этих домах есть муниципальные квартиры, страдает облик исторических районов. Вместо сохранения идет чуть ли не целенаправленное уничтожение, — дополнила Бутолина.

В 2012 году губернатор Томской области Сергей Жвачкин своим распоряжением запретил строительство на месте сгоревших зданий в историческом центре Томска. Одной из причин такого решения администрация называла борьбу с поджогами.

— Кстати, если после пожара Мельничную, 31 всё же заколотили, то Мельничная, 29 до сих пор стоит открытой. А это, напомню, памятник на госохране. Какова эта госохрана — мы видим, — добавила Бутолина.

Последствия пожара на Мельничной, 29

Мнение властей

В ответ на запрос NGS70.RU глава департамента градостроительного развития Томской области Сергей Чиков сообщил редакции, что распоряжение от 2012 года работает так, как и должно.

— Предписаний и уведомлений от надзорных органов в связи со строительством на месте сгоревших деревянных домов в историческом центре Томска в орган уполномоченный на выдачу разрешений на строительство не поступало, — сообщил он.

Правда, как уже ранее сообщал NGS70.RU, полностью стройка на месте выгоревших деревянных зданий в Томске не запрещена. Там можно строить школы, спортплощадки и больницы, разбивать парки. Также там можно строить линейные объекты: прокладывать трубопроводы, железнодорожные пути или дороги.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Никто не хочет получать сотни тысяч рублей? Разбираемся с кадровым экспертом, почему не хватает айтишников
Ольга Новгородова
HR-директор
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
«Падали в обморок от духоты и часами ждали трамвай». Правдивая колонка футбольного фаната из России о чемпионате Европы в Германии
Георгий Романов
Мнение
«Меня хватило на полгода, а потом возненавидела людей». Как я заработала на недвижимости тревожность вместо миллионов
Алиса Князева
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU
Мнение
«Это страшный сон»: россиянин откровенно рассказал о плюсах и минусах отдыха в Турции
Егор Лешкин
Путешественник
Рекомендуем
Знакомства