Переезды — неотъемлемая часть жизни современного человека. Автор NGS70.RU не исключение. Алексею Семенову удалось основательно пожить в двух городах — Томске и Кемерове, поэтому почему бы не сравнить их на потеху читателям? Тем более сказать есть что.
Томск
В Томск я переехал из Кемерова в 2022 году просто потому, что захотел. Естественно, до этого я здесь уже бывал, но одно дело приехать как гость, другое — закопаться в будни. Особенности города бросились моему кузбасскому взгляду сразу. Начну с базы и буду медленно переходить к кринжу.
Первое и самое большое достоинство Томска — идентичность. Большинство городов России, которые я видел, — это просто куча бетонных коробок с площадью Ленина в центре. Их можно назвать как угодно, и ничего не изменится.
Томск не таков: у города есть лицо. Его черты образует местами потрепанная, но всё еще красивая деревянная архитектура, каменные здания с лепниной рубежа ХIХ–ХХ веков и по-настоящему большие университеты. Томск — это зашкаливающе молодой город с диким уровнем инициативы на местах: куча фестивалей и других активностей. Мое любимое — когда студенты ТУСУРа выбрасывают телевизоры из окон общаги на День радио. Выглядит как то, что всем нам нужно сделать.
В Томске есть дума, за работой которой интересно следить: депутаты там спорят, ломая копья. Что говорить, группа парламентариев до сих пор не дает принять поправку в устав города о лишении депутатов мандатов за иноагентство. За одним из таких, кстати, недавно наблюдала вся страна: Ксения Фадеева, которую недавно обменяли на западных заключенных, построила карьеру именно в гордуме Томска.
Хотелось бы обозначить проблемы Томска как «ложку дегтя», но количество вещества тут тянет скорее на цистерну. Во-первых, общественный транспорт: здесь нет городских автобусов, только маршрутки. Как-то я рассказал об этом своему другу, работающему в системе мэрии Москвы, и он мне сперва не поверил: мол, да как это вообще возможно? Но в Томске это реальность. Как и рост стоимости проезда после 21:00. С муниципальным транспортом не лучше: несколько новых трамваев периодически стоят в депо, так как сходят со старых рельс.
Пешком передвигаться по Томску тоже тяжело. Раскопки подстерегают на каждом шагу, а закапывают их далеко не всегда. В нетрезвом состоянии по вечерам лучше вообще не гулять — свалишься в ловушку и будешь сидеть там до утра, жалобно плача как слоненок. И это еще не самый плохой вариант. А после хорошего дождя узкие улочки Томска превращаются в отличные гребные каналы, словно в Венеции.
Зимой в Томске на своих двоих передвигаться тоже тяжело. Даже в центре города пешеход периодически попадает в снежный плен: об окраинах уже не говорю. Нельзя сказать, что в Кемерове с этим идеально, но там хотя бы центр более-менее отбивают у армии генерала Сугроба.
Ну и главные проблемы Томска — мусор и запахи. Объединяю проблемы из-за того, что первая часто порождает вторую. Местное «Спецавтохозяйство», которое занимается вывозом мусора, переживает не лучшие времена: работать некому, возить мусор далеко, техника не всегда исправна. Летом аромата добавляют местные животноводческие комплексы.
Вердикт: Томск — красавица, ради которой нужно терпеть лишения.
Ранее NGS70.RU подробнее писал о плюсах и минусах Томска.
Кемерово
Суровая столица сурового Кузбасса сурово родила меня и сурово воспитала. Каждый ребенок тут знает, что такое тормозок, чем разрез отличается от шахты, а красная зона — от черной. Однако у города есть и плюсы. С них начну.
Самый главный плюс — Кемерово богаче Томска. Это видно по качеству ремонта дорог, в работе общественного транспорта, в активности строительства и многом другом. Самой большой лопатой для инвестиций город обзавелся при ушедшем недавно на министерский пост губернаторе Кузбасса Сергее Цивилёве.
Иногда создавалось ощущение, что он играет в игру и вводит чит-код на бесконечные деньги. За считаные годы рядом с Кемеровом вырос третий мост через Томь, который к тому же является частью 20-километрового обхода города. В то же самое время в центре Кемерова строится огромное здание культурного кластера, а рядом с ним — самая высокая в Сибири гостиница. Не стоит забывать и об огромном памятнике воинам-сибирякам, ледовой арене «Кузбасс» и Московской площади рядом. Все эти объекты появились или начали строиться в промежутке между 2020 и 2024 годом.
Еще один плюс, который не связан напрямую с нынешними вливаниями средств, — это ширина кемеровских дорог. Проспект Ленина в Кемерове вдвое шире, чем такой же в Томске. И в целом Кемерово строился с расчетом, что в городе могут быть машины, а не только гужевой транспорт.
А минусы будут? О да. Зимой в Кемерове бывает тяжело дышать из-за вредной взвеси, которая скапливается над городом. Воздух в Томске в среднем гораздо чище, несмотря на летнюю вонь. Такова расплата за предприятия-гиганты в городской черте.
Несмотря на потоки денег, в плачевном состоянии остается кемеровский трамвай. В общем-то, июньская авария на Логовом Шоссе показала это всей России. Только после трагедии трамваи начали лихорадочно ремонтировать, а рельсы пообещали заменить. Полное лечение трамвайчика займет 5 лет, до 2029 года. До недавнего времени проблемы были и у кемеровских троллейбусов, но закупкой некоторого количества «Адмиралов» их немного пофиксили.
Но главная, на мой взгляд, проблема Кемерова — безличность. Это просто дефолтный совковый город-полумиллионник, которых по России разбросан воз и маленькая тележка. Поэтому жить там комфортнее, чем в Томске, но скучнее.
Вердикт: Кемерово — рай для пенсионеров.