В Томске произошла трагедия: в доме по улице на Мокрушина, 12а случился пожар. 14 июля один человек погиб на месте, еще один — скончался в больнице. Но те, кто пережил возгорание, столкнулись с другой проблемой: в подъезде пропал свет. Жители записали видео, чтобы обратить на себя внимание. Корреспондент NGS70.RU приехал на место, поговорил с местными и увидел, как они живут.
Тьма и копоть
Дом на Мокрушина, 12а в Зональной Станции выглядит как самый безопасный дом в России: прямо в здании есть поликлиника и полицейский участок. Не помешала бы, конечно, еще и пожарная часть.
Подъезд, в котором всё произошло, видно сразу: дверь на магнитном замке распахнута настежь. С другой стороны дома на третьем этаже зияют два оконных проема, и сажа от них запачкала стену выше. Внутри подъезда не лучше: если первые два этажа выглядят нормально, то третий и выше закопчены как каминная труба. На одном из «черных» этажей корреспондент NGS70.RU встретил Марину и Кристину, которые рассказали, почему пожар стал только началом проблем: хоть горело на третьем этаже, но вода и пена так сильно залили подъезд, что электропроводку и оборудование пришлось менять и на этажах ниже.
— Пришлось большое количество проводки просто срезать. В день пожара света, конечно, не было во всём доме. Потом достаточно быстро на 4-м и 5-м этажах электричество восстановили. А вот на 3-м и ниже появились проблемы, — рассказала Кристина.
Без света, по словам собеседниц редакции, изначально осталось примерно 50 человек. Большинство просто сделали проводку за свой счет, но в 4 квартирах света так и нет. С управляющей компанией вышел спор: должна ли она делать проводку лишь в подъезде или восстанавливать свет везде. При этом на верхних этажах другая проблема: стены в копоти. Оттирать их приходится также жителям подъезда.
— Руководитель нашей управляющей компании «Атлант» Владимир Бушин утверждал, что в обязанности компании входит только ремонт щитка и проводов до двери квартир. Правда, после того, как делом заинтересовалась прокуратура, он начал говорить, что сделает всем всё, — рассказала Кристина NGS70.RU.
Женщины утверждают, что нарекания к работе «управляшки» были и до пожара.
— Помню, нужно было тамбур в подъезде сделать. Мой муж вызвался помочь с набором рабочих: была возможность сделать всё за 13 тысяч рублей. Бушин сначала вроде бы согласился, а потом вдруг сказал, что уже нашел бригаду. Их работа обошлась в 50 тысяч рублей. Помню, мой муж чуть ему дверь в офис не выбил тогда, — рассказала Марина.
Также она рассказала, что обычно в доме что-то делается только после скандала.
— Обычно происходит так: какая-то проблема, которую УК не решает, задалбывает нас настолько, что мы собираемся и высказываемся о смене компании. Только тогда они начинают шевелиться, — дополнила она.
Мысль окончательно избавиться от не в меру расправившего плечи «Атланта» преследует жителей уже давно, однако мешают два фактора.
— Если менять управляющую компанию, то на какую? Кто нас возьмёт? А на создание ТСЖ у нас как-то не хватает организованности. Так получается, что те, кто потянул бы роль председателя, собственниками квартир не являются, — сообщила Кристина.
Позиция представителей управляющей компании «Атлант» уточняется, как только комментарий поступит, мы его опубликуем.
Кое-что о самоорганизации
NGS70.RU спросил Владимира Фурсина, у юриста, специализирующегося на сфере ЖКХ, что делать в такой ситуации. Он сообщил, что выход есть: нужно создать не ТСЖ, а кооператив.
— Кооператив может решить сразу две проблемы. Во-первых, в него могут входить люди, не являющиеся собственниками жилья. Например, родители, которые купили квартиру ребёнку в доме. Во-вторых, управлять кооперативом может профессионал со стороны. В Томске люди с такой квалификацией есть, — пояснил он.
Также Фурсин рассказал, что для проведения всех видов работ в доме кооператив может заключить договор с ООО или ИП.
— Это, в принципе, может быть любая подходящая компания, даже бывшая управляющая. Самая большая проблема для того, чтобы поменять форму — провести собрание и проголосовать за перемены, — пояснил юрист.
Ранее NGS70.RU писал, что Следственный комитет расследует пожар на Мокрушина, 12а как убийство общественно опасным способом. В ходе расследования он также планирует дать оценку действиям управляющей компании.