Самый известный мем о психоаналитиках — фраза «Вы хотите об этом поговорить?». Однако сегодня на приеме у специалиста можно не только поговорить, но и поиграть. Например, в песочнице. Песчаные формы и расположение игрушечных фигурок, а также эмоции, сопровождающие игру, расскажут психологу гораздо больше, чем аккуратно подобранные слова. И не только ему. Самому играющему тоже станет ясно, в чем его проблема. И как ее решить. Корреспонденты SHE сходили в Центр песочной терапии и узнали, зачем взрослые люди возятся с песком.
Психологи объясняют: то, что творит клиент в песочнице, — проекции его реальной жизни. Выстраивая на песке сюжет, который беспокоит, человек как бы сам режиссирует и сам же смотрит кукольный мультик про себя. И начинает вдруг понимать абсурдность или ошибочность своих действий. Или же, оценив ситуацию со стороны, вдруг перестает ее бояться.
Кто будет играть
Песочная терапия во всем мире называется юнгианской. Из чего она состоит? Из голубого деревянного ящика с чистым песком и большой коллекции миниатюрных фигурок-символов.
«Какие проблемы можно этим методом решать? В общем и целом практически любые. Можно решать проблемы общего психологического порядка, например, состояние одиночества, горя, страха, тревоги. Женщины приходят с запросом о паре. Мужчин интересуют вопросы бизнеса, карьеры, успеха. Мы не строим в песочнице бизнес-модель, но мы смотрим, что является глубинной причиной той или иной неудачи, работая на стыке рационального и иррационального. Мы здесь не думаем. Мы играем», — рассказывает о сути вещей психолог, руководитель Центра песочной терапии Анна Коварская. Корреспондент SHE нашла четырех героев, которые пользовались песочной терапией, и послушала их истории.
Елена давно хотела устроиться на новую работу. Но покинуть старое место было страшно. «Первая песочница проиллюстрировала мне мои опасения. Прежде всего страх остаться один на один со своим решением. Было ужасно страшно остаться одинокой безработной… неудачницей. Расставив фигурки "про работу", я начала проигрывать свои страхи. Разговаривая сама с собой, я постепенно приходила к мысли, что увольнение — явление скорее положительное, чем отрицательное. Что в случае ухода я стану не неудачницей, а свободным человеком. Я прокладывала по песку дорогу. Ставила на нее коня с крыльями, олицетворяющего для меня новую жизнь. Разыгравшись, я даже поставила на своем пути фею-крестную с волшебной палочкой. Проиграв и успокоившись, я вернулась к обычной жизни. А через несколько дней одна школьная мамина подруга вдруг, как фея-крестная, помогает мне устроиться на работу — в ее компании внезапно увольняется сотрудник с похожим функционалом, и меня приглашают на собеседование. Не будь этой предварительной игры и фантазий про фею и свободу, я, скорее всего, не заметила бы новой возможности или побоялась бы рисковать. А проиграв эту ситуацию, я уже восприняла происходящее как добрый знак».
«Как только произведены трансформации с внутренним миром, внешний сразу же подтягивается», — рассказывает о механизме работы песочницы Анна Коварская.
Виктория пришла решать проблему одиночества. Она очень хотела познакомиться, но мужчины рядом с ней не задерживались… Они ей даже не попадались, где-то вращаясь на своих жизненных орбитах. Виктория быстро выстроила на песке картинку своего мира — на роль себя поставила маленького милого ангелочка с крыльями. Вокруг выставила целую компанию принцев и даже одного короля. «И только потом, в процессе игры и проговаривания, до меня дошло… Что я все еще играю роль ребенка! А король — это не мужчина в чистом виде, а мой отец, с которым у меня до сих пор не разрешены конфликты. Захотелось заплакать, ударить короля, закопать его в песок, выбросить за пределы ящика…».
«Сколько песочниц, столько и историй. Здесь нет четких указаний. Первое, что человек построит, — это то, как он сам видит себя и свою проблему. Чаще всего люди приходят с каким-то запросом. Но не факт, что это запрос реальный. Классическая ситуация — женщина не может найти мужчину. Но в процессе игры выясняется, что проблема в ее отношениях с отцом», — рассказывает о популярном развитии событий Анна Коварская.
Ирина пришла на песочную терапию в состоянии развода. «У меня даже не было желания разглядывать фигурки, а тем более с ними играть. Я выкопала яму, рядом с ней насыпала гору песка. Без единой фигурки. Разве что налила в яму из бутылки воды, символизирующей мои слезы. И сидела так молча. А потом вдруг сравняла в одну поверхность все, что построила. Но мне стало легче. Понадобилось несколько сеансов игры, прежде чем я начала что-то создавать».
Ситуация развода — это глубочайший стресс для женщины. Она, скорее всего, унижена, раздавлена, и жить ей в этом состоянии не очень-то хочется. Зато хочется разрушать. «Это можно трактовать и как стремление к саморазрушению. Но в целом идея разрушения — это цикл: жизнь, смерть, жизнь. Разрушая, мы как бы отпускаем прошлое. Мы как бы ломаем рамки, которые нас окружают. После этого начинается что-то новое», — замечает Анна Коварская.
Ольга пришла в песочницу решать проблему с жильем. Они с мужем никак не могли купить квартиру. Были в тупике с ипотекой. В этом состоянии Ольга установила в песочнице домик, окруженный оградой и деревьями как преградами. «На роль себя взяла принцессу, на роль мужа — медведя. Я играла и рассказывала о том, что мне хочется иметь свой дом, выстраивала фигуры. В процессе работы поменялось много чего. Фигуры, символизирующие нас с мужем, стали приближаться к дому. Я сама не заметила, как все преграды к домику убрала. Руки сами все убирали в процессе игры. А через несколько недель все в жизни поменялось. Как и почему это произошло? После песочницы ушла большая часть моего напряжения. Ощущение "во мне" поменялось. И, видимо, от этого ощущения стало все меняться и "вовне"».
«Дело не в фигурках и не в песке. Все это происходит у нас голове. И когда мы здесь находим ответ, то удивительным образом изменения, которые мы сделали в песочнице, играя, — начинают постепенно происходить в жизни. Мы здесь прорабатываем, разрешаем себе то, на что у нас наложен запрет в социуме», — подводит итог Анна Коварская.
Галина Ахметова
Фото luchschen (EssentialsiStock) (1), Густаво Зырянова (2–6)