«Зачем тогда вообще жить?!» — восклицает моя бабушка, услышав о том, что сейчас есть движение людей, которые не хотят иметь детей. Не хотят не потому, что не могут или нет денег, а просто не имеют такого желания. Много шума наделали сообщения СМИ о том, что президенту направлен законопроект, который якобы призывает обложить налогом бездетных граждан и семьи с одним ребёнком, чтобы помочь многодетным. В интернете на эту тему идут с копьём своей правды друг на друга целыми сообществами. Мы не будем спорить, а просто спросим у трёх сибирячек, которые не хотят иметь детей, почему они сделали такой выбор и готовы ли они за него заплатить.
Справка: Чайлдфри — субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей.
Елена, 51 год, работает на госслужбе, замужем
«Я вышла замуж в 23 года. Тогда даже не было такого понятия, как чайлдфри. Мы с мужем оба из самых простых семей, жили с родителями и работали целыми днями. Тогда все наши сверстники начали заводить детей, а мы решили сначала заработать на квартиру. Потом на машину. Потом поездить по миру. А потом мы откровенно поговорили и поняли, что дело было не только в материальных благах, а в нежелании что-то менять в своей жизни.
Здесь наступил переломный момент: с одной стороны, мои родители и родители мужа мечтали о внуках, с другой — мы чётко понимали, что не хотим детей.
Я тогда металась, думала родить, чтобы от меня отстали, уже почти решилась уступить, но муж был против.
Он запретил мне менять нашу жизнь даже в угоду самым близким и любимым и сам объяснился со всеми родственниками.
Мне было проще в этом плане, у меня есть сестра, у неё двое детей. Родители в них души не чают и я тоже, думаю, только поэтому они смирились с нашим выбором. А я ни разу не пожалела о своём решении.
У меня близкие отношения с племянницей, ей 23 года, и недавно она мне сказала, что если и хочет семью, то по модели, как у нас с мужем. Конечно, это в ней говорит юношеский максимализм, они в этом возрасте сейчас ещё совсем дети.
Мы растили их (племянников. — М.М.) свободными от стереотипов и общественного мнения, от оков "должны" и "надо" и, похоже, добились успеха. Не знаю, хорошо это или плохо.
Про налог — мы с мужем всю жизнь честно платим налоги, думаю, заплатим и этот. Думаю, процентов 5 от официального заработка не смутило бы. Отношусь, конечно, негативно, но отчего-то кажется, что он так и останется только на бумаге».
Марина, 34 года, владелица салона красоты, есть друг
«Вот сейчас расскажу вам всё, а потом обвинят нас в том, что мы такими текстами общество разлагаем. (Смеётся.)
Наверное, это откуда-то из детства, но я никогда не любила детей. Я их неагрессивно ненавижу, а именно раздражаюсь в их присутствии. И мне за это стыдно. У меня был молодой человек, мне было 22 года, он был старше и очень хотел детей. И когда мы были в компании с его взрослыми друзьями с детьми, они прям вились вокруг него, и мне все говорили: ох, как мило, роди ему сыночка или дочку.
А меня от одной мысли передергивает, вот честно вам говорю, без позёрства.
Не хочу оправдываться, но оправдаюсь. (Смеётся.) Это не потому, что они (дети. — М.М.) плохие или я какая-то дефективная.
Это просто моя реакция на эту часть окружающего мира. У кого-то же есть аллергия на животных. У кого-то на сладкое, у меня на детей вот. (Смеётся.). Я об этом на каждом углу не трублю, живу себе в своё удовольствие, никому не мешаю. И необязательно меня считать бездушной сволочью. (Смеётся.) А если так кажется, надо к себе повнимательнее приглядеться. Если вас что-то раздражает в людях — значит, в вас есть эта проблема. Вот и все дела. Я к психологу хожу, она говорит, что моя реакция на мир абсолютно нормальна и у неё есть ещё такие клиенты-женщины. Это успокаивает.
Насчет налога даже не знаю. Я могу себе позволить заплатить, но у меня резко негативное отношение к многодетным семьям, которые рожают детей, не рассчитывая при этом свои материальные возможности, а потом побираются. Это довольно странно, что они бездумно сношаются, а мы платим, чтобы у их детей на зиму были пуховики и носочки. Мои близкие друзья — семья с двумя детьми — так же относятся к этому закону, это не мнение бездетной стервы, так думает любой адекватный человек».
Алена, 41 год, флорист-декоратор, совладелица кофейни, замужем
«Я вообще этот факт стараюсь не выносить на всеобщее обозрение, чтобы не отвечать на глупые вопросы. (Про стакан воды в старости? — М.М.) Нет, про то, в чём тогда смысл жизни. У меня есть любимый муж, 2 собаки, наш уютный дом, минимум полкарты мира в списке посещений. И просто нет желания заводить детей. Я не знаю, как это объяснить, без почему.
Но у меня есть родственница, она старше меня, и когда я только начинала взрослеть — 18–20 лет, у меня появился первый парень, она мне говорила: "Вон выходи замуж, такого мужика упускаешь, детей обеспечит". "Каких детей?" — я тогда недоумевала и до сих пор недоумеваю, зачем так огульно делать выбор в жизни. У неё, кстати, трое (детей. — М.М.), и все примерно одинаковой степени голодности. Донашивают друг за другом и за соседом, вечно во всём нуждаются. Для меня её выбор странный.
Я оставляю процент на то, что мне может захотеться ребёнка и я уже не смогу. Это будет моя ошибка. Расплата за выбор.
Но никогда не поздно сделать счастливым ребёнка, оставшегося без своих родителей. Я бы вместо этого закона обязала, прежде чем рожать третьего, взять в семью одного приёмного и сделать его жизнь лучше. Но если введут, буду платить, я родилась, выросла и стала тем, кем я есть, в этой стране, поэтому без вариантов».
А как вы считаете, стоит ли ввести такой налог и кого он должен касаться? Делитесь своим мнением в комментариях под статьёй.
Мария Миронова