Рядом со старшими сыновьями Ольга выглядит как сестра, а рядом с младшими чувствует себя молодой мамочкой. В 18 лет у нее родился первый ребёнок, а последнего, пятого — голубоглазого малыша, женщина родила в 41 год, когда уже и не думала снова становиться мамой. Корреспондент SHE поговорила с Ольгой и спросила — как это, быть авторитетом для взрослых мужчин и маленьких мальчиков одновременно, уделять внимание мужу и не хотеть сбежать от подгузников, тарелок и сковородок.
Справка: Ольга Ситникова, 42 года, замужем. По образованию — учитель русского языка и литературы. Сейчас в декрете, до декрета работала директором филиала ресторанной сети. Пять сыновей — Дмитрий (24), Григорий (17), Тимофей (6), Николай (4), Фёдор (1).
— Как решились на пятерых? Все беременности были запланированными?
— Первая неожиданная беременность случилась в 17 лет от первого мужа. Митя был в «безопасный день». К счастью, я не побоялась родить. Вторая неожиданная беременность случилась в 41 год. Врачи сказали, что моя детородная жизнь подошла к концу, пора ждать климакса. Я его и ждала целую неделю, пока тест не купила. Остальные три беременности были не только планируемыми, а еще и несколько месяцев ожидаемые. Старшие дети у меня от первого брака, младшие уже от второго мужа Дениса.
— Не страшно было рожать в 41 год?
— Возраст меня вообще не пугал. А вот пятых родов я почему-то так боялась, как никогда не боялась. Хотя мне грех жаловаться. У меня только первые роды 6 часов были. А потом: 4 часа, 1 час, 1,5 часа и 2,5 часа. Для первого раза рожать в 41 год может и считается опасным. Мне ни один врач в лицо ничего не сказал. В конце беременности было немного тяжело.
— Хочется родить шестого?
— Была бы я хоть на пять лет моложе, обязательно бы задумалась над этим вопросом.
— Как это — быть одновременно мамой двух взрослых мужчин и трех маленьких мальчиков?
— Скажу сначала, как круто ощущать себя молодой мамой взрослых сыновей. Когда они вместе собираются, я смотрю на этих бородатых дядек, и мне даже не верится, что это мои. Ходить с самым старшим в бар — это вообще сюрреализм. Вроде ты себя ощущаешь молоденькой, вокруг симпатичные молодые люди, а ты вдруг понимаешь, что по возрасту они как твой сын, это очень необычные ощущения.
— Хотелось ли вам девочку?
— Конечно, мне бы хотелось девочку, но, похоже, я в них уже не верю. Когда пришла на скрининг с пятым ребенком, врач спросил: «А сейчас у вас какой счет?». Я говорю: 4:0. Он поводил датчиком, вздохнул и сказал: «А теперь поговорим о футболе, Аргентина-Ямайка 5:0». Я даже обрадовалась. Во-первых, я уже знаю как с мальчишками справляться, во-вторых, это экономичный вариант.
— Как старшие дети отнеслись к появлению младших?
— Самая смешная и честная реакция была у второго сына, ему тогда было 15 лет, он сказал: «Блин, ну куда? И так дофига!» — и показал рукой на двух малышей. А вообще, они очень любят своих младших братьев. Это так трогательно — наблюдать со стороны, как они с ними общаются, обнимаются.
— Как справляетесь? Вам помогают?
— Старшие сыновья помогают, но именно помогают, а не выполняют мои обязанности, в сад могут отвести или забрать, иногда прошу поиграть с ними, пока я готовлю ужин. Несколько раз мы оставляли моей маме малыша, а старшие сидели со средними, мы с мужем в гости ездили. Мои родители живут через два подъезда, это очень удобно, жена старшего сына выручала меня много раз, никогда не отказывает в помощи.
— Чувствуется разница между тем, как воспитывались дети в девяностых и сейчас?
— Тогда ничего не было, сейчас есть всё. Не было подгузников, были марлевые тряпочки, кипятились в ведрах. Не было стиральной машинки-автомат. Были безумные требования купать ребенка в кипяченой воде, гладить все пеленки утюгом с двух сторон. Вот это была феерия. Я думала, что моя жизнь закончилась. Сейчас, когда я родила пятого, вообще особого напряжения не испытываю. Подгузники, машинка-автомат с сушкой, посудомойка, мультиварка, радионяня, качельки всякие электронные — тебе остается только наслаждаться.
— Кто в вашей семье строгий родитель?
— Папа у нас спокойный и молчаливый. Главный Цербер в доме — это я.
— Какие у вас основные правила при воспитании мальчиков?
— Я разрешаю своим мужчинам испытывать обычные человеческие слабости: плакать, если страшно или больно. Сейчас же уже все знают, что установка «мужчины не плачут» вредна. «Мужчина должен» — не переношу эту установку. Учу особенно трепетно и снисходительно относиться к девочкам, просто потому, что они девочки. Если ситуация сложная — не важно с кем: с другом, с учителем, с девушкой — всегда говорю: кто-то должен быть умнее, почему бы не ты? Не оглядывайся на поведение другого, следи за собой.
— Расскажите про вас с мужем. Вы давно вместе?
— Мы познакомились 8 лет назад, столько же лет мы вместе, с 2010 года. Там вообще очень интересная история. Было нас три подруги: я, Оля и Наташа. У Оли был муж подполковник, Наташа была не замужем, а я была в разводе. И вот Оля с мужем решили Наташу познакомить с сослуживцем. Наташа сначала сопротивлялась, мол, не верю я в знакомства по знакомству. А получилось, что через год они поженились. И тогда Оля с мужем решили меня тоже познакомить с еще одним сослуживцем. Я вообще была против, потому что тоже не верила в знакомства по знакомству, а во-вторых, чтобы еще два раза подряд — уж точно нет. Но получилось, что теперь три друга-сослуживца женаты на нас, троих подругах. Очень удобный альянс — всегда весело собираться вместе. Моему мужу 40 лет, он майор запаса. Но сейчас вспомнил доармейскую профессию, занимается массажем.
— Остается время для вас двоих?
— Я считаю, что главное — муж. Потому что у детей, особенно у мальчиков, будут свои семьи, своя жизнь. А для меня моя жизнь — это мой муж, приоритет отдаю ему, не считая ситуаций, если вдруг дети заболели. Я всегда сплю с мужем, ребенок в кроватке, просто она стоит рядом, Денис никогда не спал в другой комнате. Если отдаем маме детей, всегда пользуемся ситуацией, когда укладываем детей спать, у нас остается время на себя всегда. Мы каждый день разговариваем, делимся мыслями, планами.
— Бывают ссоры?
— Как и у всех. Идеальных людей не бывает, идеальных отношений тоже. В последнее время никто не учит терпению, компромиссу, смирению, признанию и осознанию своих ошибок. Это очень важно. Закончить отношения, как сейчас пишут, что это якобы правильно — самый простой вариант. К мужу нужно относиться с пониманием, если мы хотим иметь картинку, о которой мечтаем, нужно прилагать усилия, это не всегда бывает просто.
— Чем любите заниматься, когда появляется свободное время?
— Люблю вязать, смотреть кино. Обожаю играть в «Скрабл», в гости любим ходить.
— Бывают периоды, когда хочется сбежать и побыть одной?
— Прямо чтобы периоды и чтобы надолго сбежать — нет. В течение дня бывают моменты, что «Вите надо выйти», чтобы не покусать всех, но тогда я могу сбегать в магазин. Даже если тех же самых «мило-бешеных» детей, которые уже готовы разнести дом, вывести на улицу, то в принципе можно выдохнуть. Могу им мультик включить и сказать: «Мама на кухне, сидите тихо». Бывало несколько раз, когда я маме своей звонила и просила забрать одного на пару часов, или папе — дедушка сразу тает.
— Как приводите себя в форму после родов?
— Стараюсь правильно питаться, у меня подруга консультант по питанию. Много двигаюсь, обязательно пью много воды. После четвертых родов было сложнее всего — пришлось и массаж подключать специальный, и в зале занималась. Сейчас на зал, конечно, времени нет, зато у меня муж массажист, так что это очень удобно.
— Вы после каждой беременности уходили в декрет?
— В декрете я была всего два раза: с первым ребенком — брала административный отпуск в институте, и с пятым. Со вторым ребенком я ушла в декрет, но через полгода стала подрабатывать — писала статьи в газету, занималась рекламой. С третьим и четвертым ребенком тоже в полгода, выходила на работу, но на неполный день. У меня были заместители, мне главное было координировать и контролировать процесс, ну, разумеется, и за результат отвечала я. С пятым я поняла, что это уже будет неэффективная работа, я не люблю людей подводить, и вот, впервые в жизни уже более года сижу в настоящем полноценном декрете.
— Кем работали?
— Я 20 лет работаю в ресторанном бизнесе. Начинала кассиром в пиццерии, сейчас я директор филиала сети ресторанов.
— Выплачивают вам какие-нибудь льготы?
— Сейчас — да, с пятым ребенком я, наконец-то, всё оформила. Льгот не так много, как некоторые думают, кстати, многие не знают, что материнский капитал выдается только один раз. Вообще, с пятью детьми положено 50%, но почему-то считается, что после 18 лет твоя заслуга, как матери, аннулируется государством. Так что в удостоверении многодетной семьи у меня всего 4 ребенка.
— Бывали ситуации, когда спрашивали — зачем столько рожаете?
— Мне никогда не задавали такой вопрос. У меня есть этому только одно объяснение. Многие сочувственно думают: наверное, девочку хотели. И не осуждают, слава богу.
— У вас спрашивают советы по воспитанию детей?
— Я всегда отвечаю, делюсь опытом. Вспоминаю, как мне в свое время не хватало поддержки, поэтому я никогда не откажу в «поболтать». Чаще всего спрашивают, как удалось воспитать таких хороших сыновей, хотя они еще те засранцы. Я шучу, конечно, хорошие у меня мальчишки выросли. Спрашивают, как всё успевать, как восстановиться.
Читайте также:
«Монстр из детской»
Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook, чтобы не пропустить самые важные события, фото и видео дня.
Алёна Золотухина
Фото instagram.com/sitniola