В последние дни жители Томска беспокоились за судьбу Коммунального моста. Выглядело всё и вправду жутко: вышедшая из берегов Томь размыла дамбу, защищающую насыпь моста, и сделала из дороги к озеру Сенная Курья новую реку. Власти как могли старались успокоить горожан, утверждая, что мосту ничего не грозит, но поверили им далеко не все. Их можно понять: жителям Орска тоже говорили, что дамба в порядке, а потом ее «прогрызли мыши».
Чтобы выяснить, грозит ли мосту опасность на самом деле, NGS70.RU поговорил с бывшим главой компании «Мостоотряд-101» Василием Николаевичем Музалёвым. На его счету несколько десятков построенных мостов, в том числе второй большой мост Томска — Северный.
На практике — нет, в теории — да
Инженер сразу же успокоил корреспондента, сказав, что мост от произошедшего не развалится.
— При такой обстановке на реке всё будет в порядке. Всё стоит как надо, береговая опора защищена конусом, ну и частично дамбой. Да, дамбу вода повредила, но это не критично. Даже на грузоподъемность моста это не повлияет никак. А вот дорогу на Сенную Курью придется укреплять после паводка.
Вообще, опоры моста — очень крепкая вещь. Они рассчитаны держать не то что любой поток воды, но и удары льдин и даже удары речных судов. Для того чтобы вода размыла всё и добралась до фундамента опоры… Я не представляю, какой силы паводок нужен. Честно говоря, я и сильнее нынешнего паводка не видел.
Нужно уточнить, что мостам в такой ситуации ничего не угрожает, только если за ними следить и вовремя их ремонтировать. После паводка нужно будет промерить вокруг опор размыв, есть он или нет. Если там есть размыв, то его нужно засыпать обломочным камнем. Если за этим не следить, то опора может начать разрушаться и в конце концов упасть. Все мосты требуют содержания и обслуживания. Нужно регулярно, два раза в год, проверять. Весной — после паводка, осенью — перед для доставок. Все конструктивные элементы надо проверять, смотреть.
— За Коммунальным мостом следят?
— Да, в последний раз его обслуживали осенью 2023 года, когда он был закрыт на ремонт. Под мостом работы тоже тогда проводили. Коммунальному мосту чуть больше 50 лет, 51, если быть точным. Это не много. При правильном обслуживании эксплуатационный срок мостов составляет 100 лет, а по факту они стоят гораздо дольше.
Правда, до этого Коммунальный мост довольно долго не обслуживали как следует. Примерно 40 лет толком не ремонтировали, до 2011-го. Но в 2011 году, после предыдущего сильного паводка, мы хорошо над ним поработали: замазали трещины и выбоины в опорах.
Кстати, Коммунальный мост — почти уникальное экспериментальное сооружение. Он стоит не на сваях, а на кессонах — это такой железный ящик без дна, который упирается в скальный грунт. По всему Советскому Союзу таких мостов было всего три, и два других уже дослужили до аварийности. Наш стоит, потому что был построен более качественно.
Вред от затора
Самой главной проблемой, угрожающей и мосту, и другим сооружениям у воды, Василий Николаевич называет заторы льда на Томи.
— Это такая естественная плотина получается: вода в него упирается и всё, что перед затором, топит. Не знаю точно почему, но раньше таких заторов не было. Возможно, дело в изменившемся рельефе дна: у нас же раньше гравий тут добывали, по сравнению с 70-ми, когда мост строили, глубина увеличилась метра на три.
Если затор всё же возник, то его нужно разбивать не только взрывами льда, но и расталкивать тяжелыми буксирами. У Томской судоходной компании нужные суда точно есть.
Во время подготовки интервью стало известно, что администрация Томской области анонсировала, что тяжелые суда начнут проталкивать лед на реке, как только для них расчистят достаточно места взрывами.