Дороги и транспорт В Томске эксклюзив Как в Москве не получится? Будет ли работать аналог столичной «Тройки» в Томске

Как в Москве не получится? Будет ли работать аналог столичной «Тройки» в Томске

Разбираемся вместе с урбанистом Алексеем Козявкиным

Будет ли работать единая транспортная карта в Томске?

Источник:

Томск, как и многие города России, решил реализовать смелый план по внедрению единой транспортной карты, благодаря которой пассажиры смогут оплачивать проезд. Но, как сообщил NGS70.RU урбанист и автор телеграм-канала «Умный транспорт Томска» Алексей Козявкин, город к появлению единой проездной карты не готов, а ее запуск в существующей системе пассажироперевозок — «не более, чем карго-культ». Разбираемся почему.

Что такое «транспортная карта» и с чем ее едят?

По мнению Козявкина, проблема в первую очередь заключается в том, что у большинства людей нет четкого понимания, что такое транспортная карта и какие задачи она должна решать.

— В узком смысле транспортная карта — это средство платежа. В широком — это оборудование и программное обеспечение для приема платежей. Здесь кроется главная проблема, на мой взгляд. У подавляющего большинства людей, которые слышат «транспортная карта» перед глазами появляется образ, например, «Тройки» или питерского «Подорожника». И пользовательского опыта, связанного с использованием транспортной системы, а не только карты. И происходит проекция этого опыта. Проще говоря, введение транспортной карты отождествляется с решением многих проблем пассажироперевозок. Однако это совсем не так, — объяснил урбанист.

Алексей считает, что внедрение карт в систему пассажироперевозок невозможно без ее полноценной перестройки и наладки. В случае с Томском, единая транспортная карта — это просто новый способ оплаты, наряду с картами и наличкой, но не более того.

— Например, многие знают, что при помощи «Тройки» (пластиковой либо виртуальной) можно получить доступ к богатому тарифному меню. Купить поездку на 90 минут в разных видах транспорта (даже речном трамвайчике) или проездной на сутки, неделю, месяц или год. Однако в Томске такого не будет, — привел пример эксперт.

Почему это работает в Москве, но не будет в Томске?

Как объяснил урбанист, дело в том, что столичные перевозчики работают по брутто-контрактам, то есть деньги за проезд собирает не перевозчик, а организатор перевозок, который платит исполнителю — в данном случае перевозчику — за проделанную работу, то есть за каждый пройденный километр пути. В таком случае транспортная карта становится органичным элементом системы.

— В Томске выручку собирают перевозчики. Мы внедряем транспортные карты, которые по факту становятся просто специализированными банковскими картами для оплаты поездок. Пассажир просто сможет пополнять баланс карты и прикладывать ее к валидатору, который будет списывать стоимость поездки, — на этом всё. Никаких проездных или билетов «90 минут» сделать не получится, потому что сразу возникнет вопрос: «а как будет распределяться сумма тарифа между перевозчиками, на чьих маршрутах проехал пассажир? , — отметил Алексей Козявкин.

Карго-культ и имитация

Эксперт объяснил, что Томск не готов к внедрению «правильных карт», а реализация задуманного, к сожалению, не выведет местную систему пассажироперевозок на новый уровень. Поскольку у истока этого процесса должна стоять реформа всей системы.

— Томск сегодня абсолютно не готов к внедрению «правильных» карт, которые на самом деле улучшают опыт пользования пассажирским транспортом. Сперва нужно реформировать саму систему перевозок, а уже потом внедрять карты как часть этих изменений. Власти давно вынашивают идею по внедрению карт, но это именно имитация, карго-культ. Эта задача изначально лишена какого-либо смысла, и даже успешная реализация ни на йоту не приблизит транспорт Томска к улучшению качества перевозок, — подытожил Козявкин.

Сколько Томск идет к проездным картам?

Отметим, что началось всё с обсуждения этого вопроса еще четыре года назад. Его власти инициировали в 2020 году, но тогда процесс пришлось поставить на паузу. Причины, по которым проект решили остановить, тогда не озвучили.

Наступило лето 2021 года, и власти Томска анонсировали приятную новость — вопрос снова в работе. Получилось даже плодотворно: на двух маршрутах — № 5 и 150 — в тестовом режиме запустили карту «Тройка». Тогда в мэрии пояснили, что текущие контракты с перевозчиками не позволяют начать проект единой системы оплаты проезда.

В сентябре 2024 года власти Томска определили оператора, который будет осуществлять в маршрутках безналичную оплату проезда. Победителем стала томская компания «Проект», которая обязана обеспечить работу системы безналичной оплаты, разработать и согласовать с мэрией дизайн и название транспортной карты, а также предоставить перевозчикам на безвозмездной основе терминалы для оплаты.

Ввод системы запланирован на начало 2025 года — сразу после того, как начнут действовать новые муниципальные контракты.

Томску нужны единые транспортные карты?

Да
Нет
Не езжу на общественном транспорте
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления