До конца 2024 года власти Томска планируют на льготных условиях приобрести два троллейбуса с автономным ходом (ТУАХ). Такое решение мэр Дмитрий Махиня принял после того, как электробус «Генерал» хорошо зарекомендовал себя во время двухнедельного тест-драйва по улицам города. Пассажирам особенно зашла подсветка в салоне и USB-зарядка. Это, конечно, звучит очень здорово, но в любом вопросе всегда есть вторая — темная — сторона. О том, почему покупка двух ТУАХов — это не более, чем пиар-акция от властей, редакции NGS70.RU рассказал урбанист и автор телеграм-канала «Умный транспорт Томска» Алексей Козявкин.
«А что произойдет с частниками?»
Алексей считает, что из двух новых троллейбусов составить полноценный маршрут не получится, поэтому, скорее всего, их присоединят к уже существующему.
— Представим гипотетически удлиненный маршрут №6, с продлением до микрорайона Солнечный. Подгадываем расписание так, чтобы два утренних и два вечерних рейса «шестёрки» доходили до улицы Герасименко. Счастливые жители вместо тесных автобусов вальяжно садятся в бесшумный низкопольный салон. Правда, ждущие на Кулагина или Областном рынке пассажиры, уже будут садиться в заполненные салоны, — поделился Козявкин.
А что произойдет с частниками? Пассажиров больше не станет, часть из них заберёт троллейбус. Выручка сократится, а вместе с ней и прибыльность. Часть маршрутов приблизится к грани убыточности
Убыточные троллейбусы
Вместе с урбанистом мы также провели простые подсчеты и пришли к выводу, что льготный лизинг, благодаря которому в Томске появятся два троллейбуса, приведет к серьезным убыткам в бюджете.
— Стоимость одного «Генерала» — 50 миллионов рублей. Но это сильно избыточно, можно поискать подешевле. Есть ещё, например, «Адмирал», у него автономность поменьше. Стоит он миллионов 35-40. Допустим, одобрили городу льготный лизинг. Пускай беспроцентный. 70 миллионов за два троллейбуса. ТТУ сегодня операционно-убыточный, даже без учёта амортизации. Но, допустим, именно эти несколько рейсов ТУАХов будут окупать хотя бы зарплаты водителей, кондукторов, электричество и хозрасходы ТТУ. Убыток от эксплуатации троллейбусов за первые 5 лет (срок лизинга) составит каких-то 70 миллионов рублей.
Это, по словам Алексея, не самый радужный исход. Согласное его подсчетам, из горбюджета ежегодно будут утекать 14 миллионов рублей. При этом также остается вероятность, что многие частные перевозчики попросту потеряют работу.
На что потратить деньги, чтобы получилась конфетка
По мнению Алексея, существуют десятки вещей, на которые можно потратить деньги и улучшить жизнь томских пассажиров.
— Вот есть, например, троллейбусный маршрут — №5 (АРЗ — Томск 1), у которого прекрасный потенциал для «омагистраливания» (процесс, когда из обычного маршрута сделали магистральный, то есть частоходящий и с высокой скоростью движения, — прим.ред. NGS70.RU). Обеспечить выделенными полосами весь путь следования, поставить троллейбусы с интервалом 5 минут. Конфетка же будет. Цена на всё про всё — несколько миллионов. Полосы начертить, знаки повесить, да камеры для контроля. Эффект грандиозный получится.
Некому сегодня схемы продумывать — ну так повысьте оклады сотрудников комитета организации перевозок, добавьте пару ставок. Ещё пара миллионов в год. Подайте хотя бы признаки системной работы, а не пиар-акции раз в год. Два ТУАХа — это не системность. Это пиар
Согласны с Алексеем?
С Алексеем Козявкиным мы также обсуждали инициативу властей по введению единой транспортной карты. Урбанист считает, что Томск к ее появлению пока не готов, а ее запуск в существующей системе пассажироперевозок — «не более, чем карго-культ».
Ввести ее планировали в 2025 году — сразу после запуска новой транспортной схемы. Но из-за критики томичей и городских депутатов, мэр Томска Дмитрий Махиня отложил ее обновление на год.