
Вместо сердца – пламенный мотор
Большинство автомобилистов, особенно слабого пола, ездят на автомобилях, порой совершенно не задумываясь, а что же движет автомобиль? Оно и понятно, лезть под капот совершенно не хочется ни летом...

Большинство автомобилистов, особенно слабого пола, ездят на автомобилях, порой совершенно не задумываясь, а что же движет автомобиль? Оно и понятно, лезть под капот совершенно не хочется ни летом, ни зимой. Но все же об основных отличиях и разновидностях существующих на сегодня автомобильных двигателей стоит рассказать подробнее, ибо грядет, по выражению Конфуция, «эпоха перемен», и всем стоит осознать что же мы приобрели, а что потеряли. А то жену, варящую хороший борщ, уже не сыскать, нефть кончается, рок-н-ролл мертв и гибридные разработки вовсю теснят обычные двигатели.
Итак, ДВС, двигатель внутреннего сгорания, назван так потому, что процесс сгорания топлива скрыт от глаз и увидеть его невозможно, в отличие от скажем парового двигателя, где мы способны заглянуть в топку (не рекомендуем). Основное преимущество современных автомобильных двигателей – это размеры и эффективность, ведь сложно представить себе машину размера Daewoo Matiz с паровым двигателем на угле или дровах.
Основная масса современных двигателей относится к группе поршневых. Чтобы понять работу поршневого двигателя, домохозяйке, отложив в сторону свиную отбивную, следует представить себе цилиндр, в который с одной стороны входит топливо, возгорается там при помощи искры свечи зажигания (чью работу можно сравнить с обычной кухонной электрозажигалкой для плиты).
В результате сгорания образующиеся газы толкают собой поршень, который, в свою очередь толкая кривошипно-толкающий механизм (сложновато найти пример для домохозяек), преобразуют возвратно-поступательную энергию (хороший муж покажет) во вращательную (соковыжималка). Вытолкнув цилиндр, освободившиеся газы через систему выхлопа (труба сзади машины) выходят наружу. Двигатель выдает высокую мощность, называемую «крутящий момент», в узком диапазоне оборотов, и ему помогает работа трансмиссии, автоматической или ручной (та самая противная палка справа от руля). Машина не будет ехать быстрее, если вовремя не переключить передачу. К сожалению, дальше на таком понятном арго изъясняться не получится.
ДВС в свою очередь делятся на бензиновые, дизельные и газовые. На современных автомобилях широко применяются только бензиновые и дизельные ДВС. Бензиновые двигатели по типу подачи топлива делятся на карбюраторные и инжекторные. Карбюратор, ныне признанный архаичным из-за возросших экологических норм, смешивает горючую смесь за счет энергии потока воздуха засасываемого двигателем. Уцелевшие карбюраторные двигатели до сих бороздят просторы нашей родины в основном на многочисленной вазовской «классике». Инжектор, изначально применявшийся на авиационных двигателях, ныне самый распространенный тип впрыска топлива. Инжектор – это специальные форсунки, которые с помощью электроники самонастраиваются по датчику кислорода и впрыскивают смесь, позволяя добиться более качественных рабочих характеристик, уменьшая расход топлива, улучшая разгонные характеристики и показатели выброса вредных веществ в атмосферу.
По расположению цилиндров большинство бензиновых двигателей сегодня являются рядными и V-образными, когда цилиндры размещаются под углом 90°С, чаще с 6 и 8 цилиндрами. Оппозитные двигатели, где цилиндры расположены напротив друг друга, встречаются гораздо реже. Оппозитный двигатель, именуемый также boxer за сходство с движением кулаков боксеров, позволяет понизить центр тяжести и вследствие улучшить управляемость. Поэтому он нашел себе применение на машинах со спортивным характером – почти всех моделях Subaru и на Porshe 911. А рядное расположение цилиндров успешно применяется не только фирмой BMW.