
От участников прозвучали разные предложения
В областной администрации чиновники, эксперты и депутаты обсудили проблему с рыжим сосновым пилильщиком, который сейчас активно пожирает томские кедры. Среди предложений — обращение в Минприроды с просьбой разрешить проводить рубку в пораженных припоселковых кедровниках, проработать изменения в санитарные правила, изменить реестр разрешенных препаратов для борьбы с вредителями. Подробнее — в материале NGS70.RU.
Опасный вредитель атаковал томский кедровый лес. Речь идёт о сосновом пилильщике, который пожирает хвою. Власти района сослались на то, что обработать пораженный лес целиком нельзя из-за санитарных правил. Дело осложняется и тем, что срубить поврежденные деревья нет возможности из-за особого статуса кедровника. Жители села Старая Ювала записали обращение к президенту РФ Владимиру Путину, а местный журналист потребовал отставки министра.
Жители села Старая Ювала просят помощи. Это видео широко разошлось в соцсетях
В областной администрации решили провести круглый стол на эту тему. В нём приняли участие чиновники, депутаты, экологи, научный сотрудники и журналисты.
Вирусный препарат vs пилильщик
Директор томского филиала Рослесзащиты Александр Чемоданов рассказал, что вспышки размножения соснового пилильщика происходят в регионе примерно раз в пять лет. Из-за изменений в климате такие вспышки будут происходить чаще.
Жизненный цикл пилильщика таков: он зимует в виде яйца, весной из него появляется ложногусенница, которая поедает хвою. Питание длится примерно 30-35 дней. Причем сначала личинка есть старую хвою, но если её не хватает, то переходит на новую. Обычно основная масса древостоя после пилильщика выживала. Однако сейчас ситуация с томскими кедрами обстоит хуже. Дело в том, что деревья ослабил ещё один вредитель — союзный короед.
Меры борьбы с пилильщиком — разнообразны, говорит эксперт. Но в основном используются различные химикаты. Александр Чемоданов пояснил, что раньше в списке разрешенных препаратов для работы вблизи населенных пунктов был «Вирин-Диприон». Он был разработан в конце 60-х годов и производился в одном новосибирском институте.
— Я с ними в прошлый год связался. У них этот штамм законсервирован, высушен и заморожен. Нынче они взяли образцы насекомых из кедровника. И у них прекрасное произошло заражение. И они готовы на будущий год наработать этот препарат. Он действует только на рыжего соснового пилильщика, то есть он совершенно безвреден, — сказал эксперт.
Он заключил, что препарат можно использовать в кедровниках, но проблема заключается в том, что он не входит в реестр разрешённых.
Кроме того, эксперт сказал о том, что необходим федеральный фонд, из которого бы выделялись деньги на оперативную борьбу с вредителями. Ведь не всегда можно спрогнозировать вспышку заражения деревьев и, соответственно, заложить на это бюджет.
Нужно менять правила рубки и санитарные правила
Зампредседателя комитета областного департамента лесного хозяйства Александр Чепчец рассказал, что сейчас в регионе доступна такая мера — уборка и сжигание неликвидной древесины. Неликвидная древесина — сухостой и валежник. Однако этого мало, нужны полноценные санитарные рубки заражённых деревьев. Это позволит в разы ускорить борьбу с вредителем.
Необходимы и изменения санитарных правил. Согласно п. 279 СанПиН, между местом обработки и населенным пунктом должна быть установлена буферная зона — не менее 300 метров. При воздушной обработке такая зона должна быть на два километра. А почти все очаги вредителя находятся как раз в буферной зоне. То есть обрабатывать там нельзя.
В свою очередь депутат областной думы Сергей Автомонов предложил скорректировать нормы СанПиНа, учитывая тип используемых средств при обработке деревьев.
— Есть препараты биологические, безвредные, а есть химические препараты. Давайте в СанПиН внесем градацию. У биологических препаратов расстояние — 30 метров, у химических оставим те цифры, которые есть сегодня, — отметил он.
Для корректировки санитарных правил нужно собрать больше информации и сформулировать конкретные предложения, сказала глава регионального Роспотребнадзора Ольга Пичугина. Она подчеркнула, что вопрос здоровья человека является главным для ведомства.
Ситуация станет хуже
Старший научный сотрудник ИМКЭС СО РАН Иван Керчев рассказал, что сосновый пилильщик был здесь всегда, это не завезенный вид. В 2023 году в регионе начала нарастать его популяция.
— На данный момент обработки были проведены теми препаратами, которые имеются. И бросать все силы на то, чтобы срочно обработать новым препаратом («Вирин-Диприон»)— смысла нет. Потому что этот препарат эффективен только при обработке первых и вторых возрастов личинок соснового пилильщика.
Он отметил, что в следующем году популяция рыжего соснового пилильщика не сократится. Потому что из-за действующих санитарных правил была обработана лишь часть очагов вредителя. Плюс к этому регион может столкнуться с ещё одной волной массового размножения союзного короеда.

Пораженные желтые деревья
— Необходимо обязательно принимать меры по изменению проведения санитарных рубок. И это необходимо предпринимать уже сейчас. Ведь в следующем году мы столкнемся со вспышкой союзного короеда. И он может убить то, что осталось от этих кедровников.
Депутат Госдумы Владимир Самокиш рассказал, что поправки о рубках в проблемных зонах обсуждаются уже на протяжении нескольких лет, о чем он ранее сообщал в своем телеграм-канале. Причем аналогичная ситуация с кедрами наблюдается и в других сибирских регионах. Пока удалось договориться о том, что на площадке Госдумы пройдёт круглый стол по этой теме, а потом изменения вновь направят Минприроды.
— Сейчас у Минприроды официальный ответ: «Все и так отрегулировано. Пожалуйста, обрабатывайте и боритесь». Мы должны понять — наша аргументация по поводу изменений должна быть железобетонной с точки зрения того, что рубки нужны. Если они нужны, то какие, в каких диапазонах, на каких участках, какие критерии, почему нельзя без них.
Итоги
Замгубернатора по агропромышленной политике и природопользованию Михаил Ратнер подвёл итоги обсуждения, в частности:
необходимо разработать и предложить изменения в санитарные правила, которые бы позволяли обрабатывать припоселковые кедровники;
нужно подготовить проект изменений в Лесной кодекс и предложить Минприроды, чтобы санитарные рубки в поражённых кедровниках стали возможны;
обсудить включение вирусного препарата для обработки (который воздействует только на пилильщика) в реестр разрешённых;
подумать над созданием федерального фонда для оперативного решения проблем с вредителями.
Итоги обсуждений
— Проблема эта комплексная, не впервые она наблюдается. Это было в союзные времена и, безусловно, наблюдаем сейчас. В последние годы существенную роль сыграли три основных вредителя. С 2016 года мы наблюдаем одну тенденцию — один вредитель нанес существенный вред. Дальше мы наблюдаем это в 20-е годы. Ну и сейчас это уже хвоегрызущий вредитель, тот самый рыжий сосновый пилильщик, который на ослабленное дерево свое воздействие оказывает, — сказал Михаил Ратнер.
UPD: в ответ на наш запрос областной департамент лесного хозяйства сообщил, что ознакомился с видеообращением жителей села Старая Ювала. 16 июня сотрудники департамента, глава Кожевниковского района и районный прокурор встретились с жителями. Им разъяснили нормы действующего законодательства, которые препятствуют проведению обработки в кедровнике.
Сейчас у рыжего соснового пилильщика завершилась стадия активного питания, вредитель спускается в подстилку для окукливания. Оптимальные сроки для обработки от вредителя — с третьей декады мая по первую декаду июня.
Нужно ли обрабатывать лес?