На прошлой неделе Томск словно громом разразило двумя новостями. Во-первых, в мэрии подсчитали, что экономически обоснованная стоимость проезда на трамвае равна 92,5, а на троллейбусе — 54,7 рублям. Во-вторых, томские перевозчики попросили увеличить проезд в маршрутке до 40 рублей. Они также хотят отказаться от дневного/вечернего тарифа, который сейчас работает в Томске, и начать рассчитывать пассажиров по разной стоимости за наличную и безналичную оплату, как это уже делают во многих городах.
Насколько реальны эти цифры для Томска и сможет ли повышение тарифа спасти транспортную инфраструктура города, рассказала томский урбанист и автор телеграм-канала «Умный транспорт Томска» Алексей Козявкин.
Небольшой дисклеймер: эти тарифы пока не приняты. Стоимость проезда в электротранспорте — это лишь расчетные данные, которые на сегодняшний день есть на руках у мэрии Томска. Что касается тарифа на частные перевозки, то это лишь предложение маршрутчиков, которое они направили в горадминистрацию.
Экономически обоснованная стоимость проезда — это что такое вообще?
Экономически обоснованная стоимость складывается из суммы всех расходов на перевозку пассажиров в пересчете на одного человека, объясняет Алексей.
— То есть мы берем все затраты, делим на общее число перевезенных пассажиров и получаем «цену» одной поездки.
Методика Минтранса предлагает считать обоснованную стоимость по следующим показателям:
зарплата водителей и кондукторов;
топливо или электроэнергия;
обслуживание и ремонт техники;
амортизация (износ автобусов или вагонов);
дополнительные затраты для трамваев и троллейбусов (обслуживание рельсов, контактной сети, подстанций).
Именно из-за этих расходов на содержание электротранспорта, по словам урбаниста, стоимость проезда в трамвае и троллейбусе выше, чем, например, в обычном ПАЗИКе. Но и тут не все так однозначно.
— В эти расчеты не включены расходы на дороги (строительство, обслуживание, ремонт, — Прим.ред.), которые обходятся тоже недешево. Многие эксперты считают, что это искажает реальные цифры, потому что создается иллюзия, будто перевозить автобусами дешевле, чем на самом деле, — уточнил Козявкин.
Тут возникает резонный вопрос: а почему расходы на дороги никто не учитывает? По словам Козявина, этого критерия банально нет в методологии расчета.
— Считается, что раз по этим же дорогам могут кататься не только автобусы, но и личные автомобили и грузовики, не нужно включать расходы на их содержание в расчет себестоимости.
Станут ли трамваи транспортом класса «люкс»?
Алексей объяснил, что та самая экономически обоснованная стоимость, о которой говорят в мэрии, не обязательно становится тарифом для пассажиров, поскольку город может субсидировать перевозки, покрывая часть расходов из бюджета.
— Заявленная цифра в районе 90 рублей не означает, что завтра мы все будем платить именно столько. Реальные затраты ниже, и есть субсидии. К тому же, резкое повышение проезда вызовет негативную реакцию у горожан. Но экономику тоже нельзя игнорировать: расчёт помогает понять, где можно оптимизировать систему перевозок. Например, пересмотреть маршруты, разделять их на «магистральные» и «подвозные», повышать скорость движения подвижного состава. К сожалению, в Томске сейчас такими вещами не занимаются, — резюмировал эксперт.
Плавно переходим ко второй новости, которая взволновала горожан не меньше — томские перевозчики просят поднять стоимость проезда в маршрутке до 40 рублей.
Маршруты закрываются из-за низких тарифов
С частными перевозчиками, по словам Козявкина, все обстоит немного иначе, поскольку расходы муниципального транспорта — трамваев и троллейбусов — намного прозрачнее.
— У Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) больше формальных требований: соблюдение трудового законодательства, норм техники безопасности и так далее. Частники же могут сильнее «оптимизировать» свои расходы, иногда и не совсем легальными способами, — отметил урбанист.
При этом Алексей отмечает, что даже за последний год расходы на содержание и обслуживание автобусов сильно выросли.
— Подорожали сами автобусы, запчасти, топливо, зарплаты водителей. Если тариф не изменится, то часть перевозчиков может просто уйти с маршрутов, как это уже случилось, например, с маршрутом № 8/9 и несколькими маршрутами ранее, — заявил эксперт.
В конце 2024 года перевозчик, который работал на маршруте № 8/9, отказался от перезаключения контракта на 2025 год, сославшись на его убыточность. Власти города выставили маршрут на торги. Еще оной болью для Томска стало закрытие маршрута № 36/37, который соединял Томск и отдаленное левобережье. Причина знакомая — убыточность и нерентабельность.
Новый тариф — серьезный удар по кошельку местных жителей
Но не все так печально. Так, например, по словам собеседника, есть в городе и те маршруты, которым хорошо живется и при старом тарифе.
— Насколько именно повышать (тариф) — вопрос сложный. Для одних маршрутов нужно 40 рублей, чтобы выйти в ноль, а есть прибыльные направления, где и при старом тарифе небольшой плюс всё ещё есть. Нужно также учитывать социальные последствия: резкое подорожание билета — серьёзный удар по кошельку многих людей.
Переход от одного тарифа к другому — просто «косметические» изменения
Еще одна просьба, которую томские перевозчики указали в своем манифесте, это уход от «дневного/вечернего» тарифа в пользу разницы при оплате налом и безналом: они хотят до получат 37 рублей за безналичный расчет и до 40 рублей, если пассажир платит наличными.
В настоящее время проезд в автобусах по Томску стоит 29 рублей, в троллейбусах и трамваях — 27 рублей. После 21:00 стоимость проезда во всем общественном транспорте повышается до 32 рублей.
Алексей рассказал, что любой организатор перевозок должен решать сразу две задачи. Во-первых, сделать проезд доступным для пассажиров, не обидев слишком низким тарифом перевозчиков. Во-вторых, для бюджета это решение не должно вылиться в «золотые» субсидии. Но в Томске все не так.
— В Томске, к сожалению, пассажироперевозки организованы крайне неэффективно. Многие возможности оптимизации (грамотная сеть маршрутов, выделенные полосы, высокая скорость движения, — Прим.ред.) не используются. Вместо этого мы видим «косметические» изменения — разные тарифы на наличку и безнал, обсуждение вечерних расценок и так далее, — подметил урбанист.
Конечно, переход к безналичной оплате может быть удобен и помогает снизить долю «серых» денежных потоков. Но в целом, проблема не в самой форме оплаты, а в том, что никто всерьёз не занимается повышением эффективности всей транспортной системы.